Как перейти к частному энергосбыту и выйти на ОРЭМ

Кто такая независимая энергосбытовая компания и можно ли перейти к ней на обслуживание.

Многие потребители зачастую задумываются: а можно ли перейти на обслуживание от гарантирующего поставщика к другой независимой энергосбытовой компании. Как в таком случае для меня будет организована покупка электроэнергии на оптовом рынке (выход на ОРЭМ)? Какая выгода будет, если внедрить указанные мероприятия и стать покупателем ОРЭМ. В таком случае на первое место выходит вопрос о снижении стоимости электроэнергии для предприятий, т.е. в данном случае цель предприятия – дешевая электроэнергия, получаемая с оптового рынка.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо кратко пояснить как вообще происходит поставка электроэнергии потребителям гарантирующего поставщика (ГП) и потребителям независимой энергосбытовой компании (НЭСК).
Для начала разберемся с потребителями ГП.

ГП осуществляет покупку электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭМ) для всех своих потребителей и потом продает эти же объемы на розничном рынке своим потребителям (РРЭМ). При этом ГП приобретает всю электроэнергию «оптом» сразу и для населения и промышленности и бюджетных потребителей. А цена электроэнергии на оптовом рынке и стоимость электроэнергии на оптовом рынке зависит от равномерности потребления электроэнергии в течение суток (ровный профиль потребления). А учитывая то, что ГП приобретает электроэнергию «оптом» то суммарный профиль оказывается достаточно ровным,  то и цена покупки электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности не высока.

Также ГП может (при наличии соответствующей договорной конструкции)  урегулировать отношения по передаче электроэнергии (транспортировки по электрическим сетям) потребителю.

Теперь о потребителях независимой энергосбытовой компании, приобретающей электроэнергию для своих потребителей или на РРЭМ или на ОРЭМ.

Если потребитель изъявил желание приобретать электроэнергию не у ГП, а у независимой энергосбытовой компании, независимая энергосбытовая компания должна где-то приобретать для него электроэнергию. Существует два варианта:

  1. Независимая энергосбытовая компания покупает электроэнергию на розничном рынке электроэнергии у ГП (покупка на РРЭМ). В этом случае независимая энергосбытовая компания оплачивает электроэнергию ГП с учетом услуг ГП: тут стоит оговориться, что такая схема может быть экономически нецелесообразна, так как ведет к увеличению посредников (в случае, если незавимая энергосбытовая компания не проводит никаких дополнительных мер по снижению стоимости покупной электроэнергии у ГП). Эта схема может использоваться как временная, пока потребителя выводят на оптовый рынок электроэнергии, а может быть и постоянной: например, существуют различные технические мероприятия, которые может проводить независимая энергосбытовая компания для удешевления стоимости электроэнергии, приобретаемой ею у гарантирующего поставщика в интересах потребителей. В этом случае независимая энергосбытовая компания выступает в роли агента потребителя по выстраиванию наиболее выгодных отношений с поставщиком электроэнергии. Такая схема может быть очень выгодна потребителю;

  2. Независимая энергосбытовая компания выводит потребителя на оптовый рынок электроэнергии (вывод на ОРЭМ), и, следовательно, отдельно для него приобретает электроэнергию на оптовом рынке. В связи с этим результат ее работы в значительной степени зависит от того, какая в отношении нее сложится  цена на оптовом рынке электроэнергии.

Оба варианта могут быть выгодны потребителям в зависимости от текущей коньюктуры рынка.

Вместе с тем существует ряд ограничений:

Ограничение первое. Формально доступ на ОРЭМ  имеют право потребители, мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВа для каждой точки. Однако на практике, для выхода на оптовый рынок электроэнергии и мощности ежегодное потребление электроэнергии должно быть не менее 1 млн. кВт.ч (приобретение электроэнергии в любой час суток должно быть не меньше 100 кВт.ч). Более того, для выхода на оптовый рынок электроэнергии и мощности  необходимо выполнить ряд мероприятий по оснащению приборами учета, и иными средствами измерения. Следовательно, доступ на ОРЭМ возможен для потребителя с годовым потреблением не менее 5 млн. кВт.ч, причем экономическая целесообразность и срок окупаемости необходимых технических мероприятий  должна быть оценена отдельно с учетом степени износа существующих средств измерений, их балансовой принадлежности  и мн. другое.

Ограничение второе. Для того, чтобы цена на электроэнергию и мощность на оптовом рынке электроэнергии и мощности была для потребителя ниже, чем когда электроэнергию ему приобретает  ГП, необходимо, чтобы потребление электроэнергии в течение всего года в каждом часе было прогнозируемым (для составления почасового прогноза потребления электроэнергии). Ведь так как ГП приобретает электроэнергию «сразу для всех», то его профиль сглаживается. И если профиль ГП намного ровнее и отклонений фактических значений потребления электроэнергии относительно плановых значений меньше, чем у потребителя, планирующего перейти к независимой энергосбытовой компании, то и цена покупки у ГП может быть ниже.

Таким образом, в нынешних условиях перход к независимой энергосбытовой компании целесообразно осуществлять крупным потребителям и именно тогда ему это будет выгодно либо определенный “пул” потребителей, для которых независимая энергосбытовая компания может приобретать электроэнергию по одному прибору учета электроэнергии.

Если потребителем принято решение о переходе на обслуживание к независимой энергосбытовой компании, то ему необходимо направить в энергосбытовую компанию, с которой он намеревается заключить договор требование о предоставлении подтверждения от энергосбытовой организации каким способом энергосбытовая организация планирует приобретать электроэнергию для потребителя (на розничном рынке у производителя  электроэнергии или на оптовом рынке). Кроме того, в соответствии с п. 56 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, потребитель после заключения договора вправе направить запрос в адрес энергосбытовой компании, гарантирующего поставщика, ОАО «АТС» запрос о подтверждении у энергосбытовой организации права распоряжения электрической энергией, на который в течение 5 дней с момента получения должен быть подготовлен ответ.

Для заключения договора с энергосбытовой организацией, потребитель должен либо снизить плановые объемы в заключенном договоре с гарантирующим поставщиком, либо расторгнуть полностью договор с гарантирующим поставщиком (расторжение договора энергоснабжения). Для этого потребитель в соответствии с п.51 Основных Положений должен направить гарантирующему поставщику электрической энергии за 20 рабочих дней до даты расторжения договора соответствующее уведомление. В этом случае гарантирующий поставщик выставляет потребителю счет с задолженностью, ожидаемой стоимостью электроэнергии до конца месяца и величину денежной компенсации, выплачиваемую потребителем гарантирующему поставщику.

ВАЖНО! Величина компенсации указанная в абзаце выше не выставляется потребителям с максимальной мощностью до 1,8МВт, а также не выставляется потребителям с максимальной мощностью свыше 1,8 МВт, если этот потребитель уведомил гарантирующего поставщика о расторжении договора (снижении объемов) до начала следующего периода регулирования (до начала календарного года) или с 1 апреля ежегодно