С 12 марта 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 г. №184 “Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям”, принятое в развитие изменений, внесённых Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 466-Ф в ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” в части понятия “территориальная сетевая организация” (ТСО).
Данные изменения приняты в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации[1], направлены на снижение общего количества сетевых организаций в России, их укрупнение и исключение с рынка услуг по передаче электрической энергии неквалифицированных участников.
Так, начиная с 1 января 2015 года “территориальной сетевой организацией” является коммерческая организация:
(a) оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных законом[2] – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую общероссийскую электрическую сеть,
(b) и соответствующая утверждённым Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В течение 2015 года (до 01.01.2016 г.) на всей территории Российской Федерации подлежат пересмотру тарифы на услуги по передаче электрической энергии с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО.
Сетевым организациям, не отвечающим необходимым требованиям, будет отказано в установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Исключение в 2015 году существенного количества сетевых организаций по причине несоответствия критериям может стать причиной экономических споров, включая споры:
- о моменте “лишения” ТСО статуса сетевой организации (с момента направления уведомления или с момента отказа регулирующего органа в установлении (пересмотре) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на будущий период);
- об исполнении обязательств по заключенным договорам технологического присоединения;
- о заявках, поданных со стороны ТСО в органы регулирования в рамках технологического присоединения по индивидуальному проекту до момента ее лишения статуса сетевой организации;
- о компенсации фактических затрат, понесённых ТСО на момент “лишения их статуса сетевой организации” в рамках исполненных договоров технологического присоединения, затраты по которым подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электрической энергии;
- о взаимодействии ТСО со смежными сетевыми организациями в части исполнения заключенных договоров технологического присоединения;
- об убытках ТСО в случае установления факта неправомерности отказа регулирующего органа в установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии с учётом критериев отнесения владельцев электросетевого хозяйства к ТСО;
- потребителей электрической энергии с сетевыми организациями в части определения стоимости услуг по передаче электрической энергии по заключённым договорам оказания услуг с учетом положений п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг[2].
Таким образом, Постановление затрагивает интересы:
- сетевых организаций (изменен порядок государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии);
- потребителей электрической энергии (заключивших договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, не соответствующими критериям отнесения к ТСО);
- гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций);
- органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (в части пересмотра тарифов на услуги по передаче электрической энергии с учетом отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО);
- ФСТ России, Минэнерго России.
Начиная с 12 марта 2015 года на всей территории РФ (за исключением технологически изолированных территориальных энергетических систем) действуют единые критерии отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к ТСО, среди которых:
1. Владение силовыми трансформаторами суммарной установленной мощностью не менее 10 МВА (не требуется для технологически изолированных территориальных энергетических систем).
При условии, что силовые трансформаторы:
- принадлежат юридическому лицу на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования;
- используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
2. Владение линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) (далее – ЛЭП), обеспечивающими передачу электрической энергии на двух и более различных уровнях напряжения не требуется для технологически изолированных территориальных энергетических систем).
При условии, что ЛЭП:
- принадлежат юридическому лицу на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчётного периода регулирования;
- используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации;
- обеспечивают передачу электрической энергии на следующих уровнях напряжения:
- высокое напряжение (ВН) – 110 кВ и выше;
- среднее первое напряжение (СН1) – 35 кВ;
- среднее второе напряжение (СН2) – 1–20 кВ;
- низкое напряжение (НН) – ниже 1 кВ.
3. Отсутствие за три предшествующих расчетных периода регулирования трех фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надёжности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчёте фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
4. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
5. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 г. № 184:
1. Внесены изменения в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике[3], в соответствии с которыми:
- скорректирована процедура установления (пересмотра) цен (тарифов) в отношении услуг по передаче электрической энергии с учётом требования о проведении анализа соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО;
- “соответствие критериям” включено как обязательное основание для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и отнесения к ТСО;
- органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по проверке соответствия юридического лица – владельца объектов электросетевого хозяйства критериям для отнесения к ТСО;
- установление факта несоответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО является основанием для отказа в установлении (пересмотре) тарифа и выдачи уведомления об отсутствии оснований для установления тарифа;
- закреплены обязанности ФСТ России ежегодно, до 31 декабря года, предшествующего расчётному периоду регулирования, опубликовывать на своем официальном сайте информацию о ТСО, в отношении которых установлены и не установлены услуги по передаче электрической энергии с учетом информации, представленной органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов;
- предусмотрены обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов до 1 ноября года, предшествующего очередному периоду регулирования, опубликовывать на своем официальном сайте в сети интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых подлежат и не подлежат установлению (пересмотру) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
2. Внесены изменения в п. 45 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии[4]:
- в части обязанности Гарантирующего поставщика (ГП) по уведомлению потребителей (покупателей) в течение 10 дней со дня опубликования органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов информации о перечне сетевых организаций, в отношении которых устанавливаются (не устанавливаются) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по причине их соответствия (несоответствия) критериям отнесения к ТСО, о необходимости заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с той сетевой организацией, в отношении которой устанавливается тариф на услуги по передаче электрической энергии;
- уведомление ГП в адрес потребителей (покупателей) должно быть основано на опубликованной органом исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов информации о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования;
- в части уведомления в отношении каждой смежной сетевой организации, для которой устанавливаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования, указываются полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма организации, ИНН (КПП), адрес официального сайта организации в сети “Интернет” и выделенный организацией абонентский номер для обращения потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
3. Органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов предписывается:
- принять до 1 января 2016 года с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии;
- индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
- осуществлять установление (пересмотр) цен (тарифов) с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО;
- представить до 1 июня 2016 года в Федеральную службу по тарифам и Министерство энергетики Российской Федерации информацию о результатах применения постановления Правительства РФ от 28.02.2015 г. № 184.
[1] Утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р.
[2] Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”.
[2] Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (ред. от 31.07.2014 г.).
[3] Утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178.
[4] Утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442.